В Марксовском филиале функционирует психологическая служба, основная цель которой содействовать оптимальному протеканию образовательного процесса.
Цели Службы:
- Содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
- Оказание помощи обучающимися в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи Службы:
- Психологический анализ социальной ситуации развития в учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся.
- Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в учреждении.
- Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям студентов.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии обучающихся.
- Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий.
- Содействие распространению и внедрению в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
Порядок организации деятельности службы:
Планирование работы Службы осуществляется исходя из целей обучения и профессиональной подготовки студентов, выявленных потребностей студентов и ресурсов филиала, а также на основе анализа работы Службы за предыдущий период.
Организация деятельности Службы: профессиональная деятельность психологической службы осуществляется в парадигме сопровождения, т.е. ориентирована не на объект, а на работу с объектом (с мышлением, установками, отношениями, чувствами и т.п.). Это особенно важно потому, что ничто не может быть изменено во внутреннем мире человека помимо его собственной воли, собственного желания. Психолог не воздействует своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует, определяя различные пути решения тех или иных проблем. Деятельность в парадигме сопровождения – это движение вместе с клиентом, рядом с ним, без попыток контролировать и навязывать свои пути и ориентиры. И лишь тогда, когда клиент просит о помощи целесообразно помочь ему в этом. Таким образом, психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, которая основывается на приоритете целей, потребностей, ценностей внутреннего мира каждого студента, побуждает человека к нахождению самостоятельных решений, помогает принять ответственность за свою собственную жизнь. Психологическое сопровождение осуществляется преимущественно педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.
Содержание психологической работы представлено следующим образом:
1. Оказание человеку помощи через сообщение ему объективной психологической информации – психодиагностическое направление деятельности психолога. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения. Человек же сам выбирает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании.
2. Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на человека с целью изменения показателей его активности и соответствие с возрастной нормой психического развития.
3. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.
4. Психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие на личность клиента, с целью восстановления или реконструкции его психической реальности. Если в консультировании ответственность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяются между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, большую ответственность за реконструкцию личности клиента несет психолог.
5. Психопросвещение как форма практической профессиональной деятельности психолога ориентировано на создание условий для активного использования и присвоения студентами социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
Таким образом, психологическая работа представляет собой сложно организованный процесс, в который включены все формы, все направления практической деятельности в четкой, логически и концептуально оправданной последовательности.
Общее руководство и координацию деятельности Службы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Морозова Наталья Анатольевна (г. Маркс, пр. Ленина, 60 тел.: (84567) 5-25-83)
Уважаемые студенты, родители (законные представители) и педагогические работники филиала!
Вы можете обратиться в психологическую службу по следующим вопросам:
- Проблемы адаптации
- Неуверенность в себе
- Межличностные отношения (с друзьями, с преподавателями, с противоположным полом и т.д.)
- Семейные проблемы, взаимоотношения с родителями (детьми).
- Вопросы самопознания и личностного роста.
- Психологическая поддержка в период подготовки к экзаменам.
- Преодоление стресса, релаксация.
- Конфликтные ситуации и многое другое.